115
Бюллетень российского дзюдо. №3
-
2015
И тут — очередной турнир в пред-
дверии 8 марта. В финале я снова
встречаюсь с этим парнем. Вижу,
что он нервничает, а мне было всё
равно — выиграю я или проиграю.
Мне бы побороться (
смеётся
)!
И вот я, прямо на первой секунде,
его бросил. В зале оцепенение. Су-
дей собирают — что такое? В итоге
отменили результат: мол, как так —
титулованный спортсмен, и какой-
то пацан, который его на первой
секунде бросил. Мы пожали руки,
и снова на ковёр. Только началась
встреча, я снова его бросил и схва-
тил на «удержание». Ну, тут уже по-
беду мне присудили.
— То есть стало приходить по-
нимание, что спорт в Вашей
жизни — это не просто полезное
времяпрепровождение, а что-то
более серьёзное?
— Да, с этого дня у меня пошла
тяжёлая жизнь, когда надо было со-
четать тренировки и учёбу в школе.
Мне было 16 лет, и уже надо было
определяться с институтом. В то
время я сдружился с Валерой Стро-
каном, который оказал серьёзное
влияние на меня. Именно он меня
в техникум потащил, где мы пять
лет учились. Это был гений. У нас в
техникуме говорили: если Строкан
и Невзоров не решат эту задачу по
математике, физике, сопромату, то
уже никто не решит. Я, сколько себя
помню, всегда тянулся к ребятам,
которые знания имели, чтобы у
них учиться. Дома книг не было.
Помню, в шестом классе я принёс
нашей учительнице по математике
Галине Александровне придуман-
ный мной сборник задач и упраж-
нений по формулам сокращённого
умножения. Она на меня посмотре-
ла с удивлением: «Ты где это взял?
Как ты это делаешь?». За мою тягу
к знаниям «пострадал» мой млад-
ший брат Витя (
смеётся
). В вось-
мом классе он должен был решить
пример из этого сборника. Он го-
ворит Галине Александровне, что
не знает, как решить, а она в ответ:
«А твой брат в шестом классе такие
примеры сочинял!».
—Наверное, Вы и в шахматы ста-
ли играть, раз математика легко
давалась?
— Вы правы (
улыбается
). В шко-
ле я увлёкся шахматами. У нас в
парке стояли павильоны, где со-
бирались любители шахмат. Мест-
ные меня научили играть. Причём
играл я хорошо. Однажды для
школы первое место завоевал на
соревнованиях. Смешная история
получилась. Как-то шёл я мимо
Дома пионеров, а там проходил
шахматный турнир — первенство
города. Я решил сыграть за свою
14‑ю школу и выиграл. Там я сра-
зился с очень сильным парнем.
Он учился в шахматной школе.
Мы с ним сыграли вничью, но так
как я был младше, мне присудили
первое место, дали грамоту. И в
понедельник на линейке называют
мою фамилию. Учителя всполоши-
лись, думали, что я опять что-то
натворил, а оказалось, что просла-
вил школу, став лучшим на шахмат-
ном турнире (
смеётся
). Директор
наш очень заинтересовался. Он
был большим любителем шахмат.
Пригласил сыграть с ним. Он стро-
гий был, все его боялись. Мне гово-
рят: поддайся ему. А я так не могу.
Максимум — ничья. Конечно, он
злился, но играть звал меня вплоть
до окончания школы. Он, кстати,
так ни разу у меня не выиграл. Сей-
час, честно говоря, жалею, что не
поддался ему.
— Судя по всему, Вам всё легко
давалось — и спорт, и учёба…
— Не знаю (
смеётся
). Никогда не
задумывался об этом. Мне просто
интересно было узнавать всё новое
и учиться нравилось. И как может
тяготить спорт? Это же очень увле-
кательно. Да, получалось всё как-то
легко, с лёту, но не только у меня.
У нас ребята все сильные были. За
школу мы выступали во всех видах
Владимир Невзоров с братом Виктором
Мастер-класс
История в историях