94
Бюллетень российского дзюдо. №4
-
2016
Слово за слово
«Ты чего делаешь?» Я: «Он бега-
ет». Доктор отвечает: «Так у него
кровь». Я: «Ну и что — кровь? Ему
надо». И вот с такой ногой он про-
бежал четыре раза по четыре кру-
га. Представляете, какой характер!
Конечно, таких спортсменов вид-
но с детства. Сейчас много ребят
приходит. После семи часов зани-
маются маленькие ребята у раз-
ных тренеров, и видно, кто как за-
нимается. Есть очень интересные
ребята, у которых всё получается.
– Но дело ведь не только в том,
чтобы уметь разглядеть талант,
нужно ещё и развить его. Каки-
ми качествами должен обладать
тренер, чтобы из ребёнка вырас-
тить чемпиона?
– Сложно сказать. Прежде все-
го, увидеть и выделить главное,
в чём он наиболее силён. Или у
него голова хорошо работает,
и он тактически переигрывает,
или у него природная сила, или
он координирован великолепно.
И это качество надо развивать.
Есть ребёнок, которому скажешь,
и он тут же сделает правильно,
покажешь — сделает. Но таких
очень мало. Кроме того, чтобы
ребёнок был одарён, ещё нужно
внимание тренера. Сейчас как
тренировка идёт — 1 час 15 или
20 минут на татами, а остальное
время спортсмены занимаются
самоподготовкой. Конкретики в
этом мало. Выдающимся ребятам
этого явно недостаточно. Тренер
должен объяснять, тренировать
силу, ноги; сколько подходов, ка-
кой вес. Если тренер объясняет
ученику, он понимает и контро-
лирует. Если ты видишь, что твой
ученик превосходит всех осталь-
ных, тренировки должны стать ин-
дивидуальными — тут уже нужно
конкретно говорить: вес такой-то,
пять подходов, в подходе столько-
то раз. Тогда он начинает работать.
Николай Петров
с Хабилем Бикташевым
Не только тренер, но и учитель